Logo
  • Главная
  • Обо мне
  • Услуги
  • Стоимость
  • Отзывы
  • Контакты
+375 29 381 40 58
Некоторые вопросы защиты прав потребителей
В течение всей жизни каждый человек заключает множество различных сделок, иногда даже не задумываясь об этом. Некоторые из этих сделок выгодные и вы получаете от такого рода гражданско-правового договора все, на что вы рассчитывали, но что делать, если ваши ожидания не оправдались?

В любой ситуации всегда есть два способа разрешения спора – мирный и судебный, или добровольный и принудительный. Вы можете попытаться вернуть ваше приобретение или потребовать его замену, можете отдать товар для устранения недостатков и т.д. Перечень тех действий, которые вы можете предпринять установлен законом «О защите прав потребителей».   
    
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 778 от 14.06.2002 г. утвержден список непродовольственных товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат (например, белье, игрушки, лекарственные средства, технически сложные товары и т.д.). При выборе такого рода товаров надо понимать, что у вас не будет возможности передумать , если вдруг вещь оказалась неверного размера, а вы ее приобрели без примерки.     

При этом, вышеуказанным постановлением утвержден также перечень товаров, которые могут заменены, только при условии, что обнаруженные недостатки являются существенными (например, автомобили, холодильники, мобильные телефоны и т.д.).  

На практике возникают сложности с дефиницией понятия «существенный» недостаток. У клиентов встречается мнение, что этот критерий связан сугубо с субъективным восприятием такого рода дефектов. Вместе с тем, Закон «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г. содержит  определение того, что мы должны относить к существенным недостаткам товара и это:
- неустранимый недостаток;
- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (30 %  и более от стоимости товара) или несоразмерных затрат времени;
- выявляется неоднократно или появляется вновь после его устранения.
Сразу стоит оговориться, что такого рода дефекты фактически всегда будут касаться того функционала, который проблемный товар должен выполнять, то есть это то, ради чего вы его собственно приобрели. Наличие внешних дефектов, ошибочная  покупка не той модели, царапины на поверхности устройства и т.д. не будут причиной его замены. 
В случае спора как во внесудебном, так и в судебном порядке проводится экспертиза, которая  позволяет установить существенность таких недостатков. 

Срок предъявления претензий к качеству(и по иным претензиям потребителя)  товара составляет  3 года, с момента выявления или проявления какого-либо дефекта ( за исключением специальных сроков, установленных законодательством). При этом неустойку, которая может быть предъявлена ко взысканию за различные нарушения со стороны продавца (изготовителя и т.д.)  можно рассчитать за весь указанный период.   
Следует сказать, что Закон «О защите прав потребителей» распространят свое действие, когда изготовителем, продавцом, поставщиком и т.д. выступает организация, индивидуальный предприниматель, ремесленник или лицо, осуществляющее торговлю на рынке или специально отведенном для этих целей месте. 

Таким образом, если вы приобрели товар у своего приятеля и вы недовольны своим приобретением, то в данной ситуации Закон «О защите прав потребителя» на возникшие правоотношения распространяться не будет. Аналогичными будут случаи найма рабочих для выполнения строительных и иных работ, даже при заключении договора, допустим, подряда в письменной форме, применить нормы указанного закона будет невозможно, если ваш работник выполняет ваше поручение как физическое лицо. 
     
Статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено право заявить требование о взыскании  морального вреда за нарушение прав потребителя товаров и услуг. При рассмотрении такого рода требований, при этом это касается и иных категорий дел, когда такие требования возможны,  судом всегда выясняется, какие физические и нравственные страдания имели место быть. Ввиду отсутствия, как правило, физических страданий, которые непосредственно связаны с приобретением товара, суммы компенсации взыскиваются в небольших размерах . Необходимо напомнить, что как минимального, так и максимального размера компенсации морального вреда законодательством не установлено. 

Следует отдельно остановиться на товарах или услугах, которые вы заказываете посредствам сети Интернет или через мессенджеры. Прежде всего, при возникновении проблемы с товаром, особенно, когда предстоит судебный спор, следует точно знать, у кого вы его приобрели. Ответчиком должен быть указан конкретный человек, организация, индивидуальный предприниматель, а не аккаунт или имя. При отсутствии заключенного между вами договора или не выдачи чека, при получении товара, имеющаяся между сторонами сделки переписка может использоваться для подтверждения возникновения гражданско-правовых отношений. Важное значение могут иметь условия договора, которые специально в нем не оговорены, но в сделке есть ссылка на источник их размещения на официальном сайте компании. Такого рода неотъемлемые части договора будет распространяться на права и обязанности сторон , возникшие на основании сделки, оформленной в письменном виде. Необходимо помнить, что практика применения любого законодательства может меняться, поэтому для компетентной помощи лучше обратиться к специалисту. 
Нужна консультация?
Оставьте заявку, и я вам оперативно перезвоню!

Контакты


Адрес: 220073, г. Минск, пр. Пушкина, 62

Телефон: +375 (29) 381-40-58

Email: deals1000@yandex.by


Виды услуг
Адвокат по административным делам
Адвокат по гражданским делам
Адвокат по уголовным делам
Адвокат по трудовым делам
Адвокат по семейным делам
Адвокат по земельным делам
Адвокат по жилищным делам
Адвокат по бракоразводным делам
Адвокат по наследственным делам
Адвокат по разделу имущества
Спасибо за заявку
Я скоро с вами свяжусь